Сельский народный – в Малом театре

Бывают совпадения, в непредвиденности которых вроде бы и не приходится особенно сомневаться, и в то же время в значительный смысл которых невозможно не верить. Вполне вероятно, что декада народных театров Российской Федерации открылась спектаклем «Стальной командир» Павловского сельского народного театра на сцене старейшего русского театра – Малого театра, и есть известная доля игры случая, но само по себе это обстоятельство воспринимается как очень многозначительное. Да, именно здесь, на этой сцене, выдающиеся мастера которой всегда боролись за театр, близкий и нужный народу, где, потрясая сердца современников, открывала великие таинства героического искусства гениальная Ермолова, откуда звучали страстные монологи мужественных и красивых духом героев Южина, – именно на этой сцене, славной своими традициями героического искусства, и должен был выступить этот театр и прозвучать этот спектакль.

Те, кто знаком с самодеятельностью не по смотрам одним или конкурсам, но знает и её повседневные заботы, радости и трудности, тому отлично известно, что две стихии вызывают у артистов народных театров особенно сильный эмоциональный отклик, особенно бурно воспламеняют их и воодушевляют, – это героика и юмор. В спектакле  павловцев эти две стихии слились очень естественно, то дополняя, то оттеняя одна другу, и в этом скрещении видятся народные истоки искусства наших гостей и секрет обаяния их работы. «Стальной командир» В. Ясногородского назван героической драмой, и это правильно, но жанр тут понят широко, в связях с традициями и культурой кубанцев.

Да и сам образ Дмитрия Жлобы, легендарного командира «Стальной дивизии», который закономерно оказался в фокусе внимания и драматурга и режиссёра, много выиграл в своей привлекательности, будучи раскрыт с самых разных сторон богатой человеческой натуры. Есть такое слово – органичность: она-то, это слово, пожалуй, точнее всего и охарактеризует исполнение В. Скляровым центральной роли. Образ взят исполнителем крупно и многоохватно, мы видим Жлобу в самых неожиданных ситуациях и поворотах жизненной судьбы, но артист непререкаемо убедителен и последователен в своём понимании образа, и когда порой ему не хватает гибкости актёрской техники, выручает именно эта органичность и влюблённость исполнителя в своего героя.

В каждый момент сценического действия Жлоба – В. Скляров до предела заряжен страстностью, одержимостью человека, не знающего большего счастья и радости, чем те дела, которые поручает ему партия, молодая Советская республика. И даже тогда, когда Жлоба выступает как агитатор, причём агитатор, ходящий, что называется, по лезвию ножа, когда одно неосторожное слово, несдержанный порыв могут привести к  непоправимому, и здесь за спокойной выдержанностью и ироничностью ощущается полыхание бурного темперамента, волевой решимости.

В спектакле много точно и уверенно вылепленных образов, и о каждом из них можно сказать много хорошего. Но, так как их много и в чисто количественном отношении, ограничусь упоминанием лишь нескольких. Колоритен в своём фарисействе и изворотлив управляющий шахтами (П. Копряков), где под именем Северянина ведёт подпольную работу Жлоба. Кстати, сильные враги – тоже сильная сторона спектакля.  Все они – и доходящий до исступления  в звериной злобе бандит Михеев по прозвищу Комар (Л. Болотин) и хитрющий кулак Рымаренко (С. Чиж), и юродствующий, почти потерявший облик человеческий, убийца Тимофей Гузий (А. Олейник), и Мотря Шевчукова, этакая станичная Нана, наглая и трусливая (Л. Беленко), – обрисованы без всякого шаржа и облегчённости, но с той достоверной полнотой, которая делает их противниками действительно значительными. Это и придаёт сценическому действию и атмосфере напряжённость                          и накал.

Повторяю, нет возможности перечислить всех участников  спектакля, поставленного     К. Кесис-Оглы. Причём острота и зоркость жизненных наблюдений, прекрасное знание быта и обычаев края (ведь театр работает в той самой станице, где жил Жлоба) часто придают жизненность и правдивость образам, обрисованным драматургом бегло и приблизительно. Но главное всё же не в этом. Главное в том, что люди  трудились с громадным энтузиазмом, безмерной влюблённостью в своё детище, отдавали ему себя, свои знания и способности, и в этом смысле слова одного из ведущих о том, что спектакль создавался всем коллективом, приобретают весьма весомый смысл.

Приветствуя от имени столичной театральной общественности участников и создателей «Стального командира», народный артист СССР М. Царев сказал, что выступление народного театра в Москве – подлинное художественное событие. Это был, как сказать, аванс. Своим страстным, патриотическим спектаклем кубанцы оплатили этот аванс сполна.

Г. Чернов.

(Газета «Советская культура»,                   13 мая 1967 года).

(Газета «Путь к коммунизму»,                   18 мая 1967 года).

 
По теме
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна