Незабываемые встречи

Павловчанин Геннадий Скороход – по-своему очень интересный человек. Ведь почти вся его трудовая жизнь связана с «важнейшим из всех искусств». В далёкие советские времена  таким, как он, завидовали многие люди: не только бесплатно смотрят все без исключения фильмы, но ещё и деньги за это получают!

С тех пор много воды утекло.

… Учился в СШ № 14 (ныне – № 12) им. Луначарского в Павловской. Ещ ё в пятом классе Геннадий предложил двум киномеханикам колхозного клуба «Звезда», который находился рядом со школой, писать для «их» фильмов рекламу. Взамен – просто так, не за деньги, ходить на сеансы. Те сразу согласились.

– Я ведь не просто так обратился к ним, – вспоминая, улыбается Геннадий Фёдорович. – Киномеханики те были полуграмотные люди, часто допускали ошибки в названиях лент. Мы, ученики, ставили им мелом оценки за каждую рекламу. Один раз, например, было написано «Две жызни». Готовил за них афиши до конца 8-го класса – пока не поехал в Лабинск учиться на киномеханика…

Насчёт грамотности здешних «киношников» охотно верю – один раз сам на афише клуба на хут. Шевченко прочитал: «Шлянгер этого лета»! Почему решили связать свою жизнь с демонстрацией фильмов?

– Любил кино с самого детства – к нему меня приобщили старшие сёстры, постоянно, с 7-8-го классов, водили в клуб «Звезда». А я не столько смотрел на экран, сколько на кинопередвижку в центре зала…

– Когда появилась самая первая стационарная установка в районе?

– Наверное, сразу после войны –  в малом зале кинотеатра им. Кирова. Большой зал построили гораздо позже – только в 1965-м.  В этом году ему – полтинник. Потом киноаппаратные заработали в клубе «Спутник» колхоза «Комсомолец» и упомянутой «Звезде»…

Направление на учёбу Геннадию в 1964-м подписала тогдашняя замзавотделом культуры А.Е. Кисиль. В лабинской школе киномехаников эту профессию постигали молодые парни из всего СССР – с Севера, из Сибири и т.д. Учили всю технику досконально – «до последнего винтика».

В школе был предмет «Организация кинопоказа». Тот, кто его вёл, повёз в 1965-м самых лучших учащихся (среди них, ясное дело, оказался и наш земляк) в ст. Некрасовскую, где снимали фильм «Стряпуха».

– Поехали с преподавателем человек пятнадцать, – вспоминает Геннадий Фёдорович. – Мне посчастливилось видеть метров с десяти Высоцкого, Светличную и Хитяеву, а с Юматовым – даже перемолвиться. Узнал  его и актёра    К. Сорокина, игравшего деда Сливу в фильме, в станичной столовой. Они  вдвоём пили пиво. Я зашёл и воскликнул от неожиданности: «О –  о… Юматов!». Тот отреагировал: «Чем занимаешься, пацан? – Да вот  – учусь в школе на киномеханика! – Хорошее дело! Значит, нас будешь показывать. Учись как следует!». Я и учился…

Это была та самая «столовка», ныне уже несуществующая, в которой героиня И. Чуриковой в роли буфетчицы отпускала в «Стряпухе» посетителям пенный напиток. Разве не тесен мир?! Знал ли тогда, в 1965-м,  будущий киномеханик Скороход, что в жизни ему придётся общаться ещё с целым рядом знаменитых советских актёров?!

Вернувшись в Павловскую, стал работать на одной из четырёх районных кинопередвижек. Обслуживал животноводов колхозов «За мир и труд», «Комсомолец» и дом престарелых в Атаманской. Для доярок ему приходилось устраивать показы в 5 и 6 часов утра! Сядут, счастливые, и смотрят на другую жизнь где-нибудь в красном уголке на ферме. А экранчик – небольшой, метр на метр.

Кроме того, он «нёс синематограф в массы» на хуторах Весёлая Жизнь, Новый (называли его тогда Пионером) и в ДСР – дорожно-строительном районе, где посёлок станции Сосыка.

– А ещё у нас был железнодорожный клуб депо, – вспоминает ветеран кинопроката, – там, где сейчас у пустыря стоят большие ёмкости с цветами триколора для сахарной патоки. Клуб больше напоминал сараюшку. При вместимости 120 зрителей  внутрь набивалось до 200. Сидели и стояли в проходах!

Вот так в конце 60-х советского человека манила магия кино! В тот период Скороход получил первый и последний выговор за свою многолетнюю карьеру, связанную с показами фильмов. После того – только благодарности.

Имел неосторожность пустить детей на просмотр «Поднятой  целины». Там – такой эпизод: питерский рабочий Семён Давыдов обнимает девушку по имени Луша. Сцена длится всего несколько секунд, потом – затемнение. В отделе культуры района решили, что киномеханик таким образом разлагает молодёжь!

В то, что всё у нас когда-то было именно так, сегодня просто невозможно поверить.

– В 70-х все клубы в районе подчинялись отделу культуры, – рассказывает Геннадий Фёдорович. – Потом функцию управления передали дирекции государственной киносети. У нас она размещалась на втором этаже кинотеатра  им. Кирова. Действовали 22 стационарные киноустановки. Где их не было – передвижные. В каждом населённом пункте!

В 1969-м его послали на курсы повышения квалификации – в тот же самый Лабинск – надо было осваивать постепенно внедрявшееся в стране широкоформатное стереофоническое кино. Последовал новый всплеск зрительского интереса.

Однажды в киносети при показе запороли копию египетского фильма «Белое платье». Геннадия командировали в Киев на копировальную фабрику за новой частью. Но таксист в украинской столице по ошибке отвёз павловчанина не на фабрику, а на киностудию им. Довженко. Как когда-то в Некрасовской, непосредственный и раскованный, увидев зашедшего в вестибюль студии Б. Брондукова, не преминул вслух выразить своё искреннее восхищение, назвав известного актёра по имени и фамилии. «Так точно!» – услышав, ответствовал Бронислав. Тут же попросил у него автограф. Но на чём? Побежал в ближайший киоск за журналом. На нём киногерой 80-х аккуратно вывел: «Гэнадию з Кубани от Б. Брондукова».

В конце 60-х в Павловскую приезжал народный артист СССР Н. Крючков, в начале 70-х – Л. Харитонов, позже у нас были Б. Сичкин, В. Васильев (Яшка-цыган из «Неуловимых мстителей»), Н. Олялин, В. Новиков («Государственная граница»), в 90-е райцентр посетил  известный дебошир А. Панин – был на премьере кинофильма «Звезда», в котором снялся.

– Самое сильное впечатление на меня произвёл Н. Крючков, – снова делится воспоминаниями Геннадий Фёдорович. – Очень простой и душевный мужик, «Буба Касторский» – балагур и рассказчик, знал немало анекдотов, посылал меня пару раз за коньяком. В каждой московской знаменитости было что-то своё, особенное. Но ни один из них не «звездился» тогда. В 2000-х в Краснодаре в кинотеатре «Болгария» видел В. Этуша и А. Панкратова-Чёрного. Правда, с ними общение было коллективным, через пространство зала.

Последний год его работы киномехаником – 1990-й. С 1995-го по 2006-й был художником в кинотеатре им. Кирова. Там же десять лет «крутил» фильмы зрителям его сын-тёзка Геннадий.

– Какой ваш самый любимый фильм, Геннадий Фёдорович? – задаю свой последний вопрос собеседнику.

– «Весна на Заречной улице»… Да и многие другие, советские, – те, которые снимали не для денег, а для людей. Время идёт, нравы меняются. Кино уже давно не то, что раньше. Современные фильмы смотрю редко – в них почти всегда одно и то же – постель, драки, кровь. Это не по мне!

С Днём кино России вас, Геннадий Фёдорович! Будь я руководителем кинотеатра им. Кирова, кое-что из того, что вы рассказали, обязательно увековечил бы в мраморе и разместил в фойе. Зашёл недавно внутрь,  о великих артистах, тут побывавших, – ни слова. На стенах – реклама блокбастеров. Вот уж точно: кино – давно не то, что раньше…

А. Кузнецов.

 
По теме
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Читает семья - читает страна - Газета Свет маяков На празднике Неделя детской и юношеской книги каждый школьник сделал для себя потрясающее открытие, выступив в роли артиста (фото автора).
Газета Свет маяков