Анатолий Горгуль:

Фото: pav-edin23.ru

«Роль в артисте поднимается словно тесто»

Седьмого мая отметил восьмидесятилетие патриарх и ведущий мастер сцены Краснодарского академического театра драмы имени М. Горького, актер экстра-класса – народный артист РСФСР Анатолий Горгуль.
Анатолий Сергеевич ГОРГУЛЬ
Родился 7 мая 1938 года на станции Сосыка-1, детство прошло в Новолеушковской Павловского района Краснодар¬ского края в казачьей семье.
Заслуженный артист РСФСР (31.01.1975).
Народный артист РСФСР (22.04.1991).
Отец ушел на Великую Отечественную войну. На глазах Анатолия маму накрыл разорвавшийся снаряд, и сам он едва уцелел в страшной бомбежке, выходил его немецкий хирург. А после войны вернулся домой отец, наладилась мирная жизнь. В 17 лет пришел на завод «Ростсельмаш», работал слесарем-сборщиком (1955–1957).
Артистическую деятельность начал в 1958 году в Кузнецком драматическом театре. Позже работал в Оренбургском драматическом театре (1963-1967) и сочетал свою работу с учебой в Москве, в Школе-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького, которую окончил в 1966 году.
С 1967 года он связал свою жизнь с Краснодарским драматическим театром. Главный режиссер театра М. Куликовский создал талантливый творческий коллектив. А.С. Горгуль играл в звездном актерском ансамбле – с Сергеем Михалевым, Еленой Афанасьевой, Николаем Провоторовым. Евгением Колчинским, Алиной Кузнецовой, Идеей Макаревич, Петром Петровым, Станиславом Гронским.
Первые роли на краснодарской сцене говорили о широком диапазоне творческих возможностей актера. С годами его профессионализм, художественный вкус, сценическое обаяние, помогли создать ряд значительных, психологически сложных образов.
Был в творческой биографии А.С. Горгуля момент искушения кино. В фильме Алексея Салтыкова «Князь Серебряный» на Ленфильме в 1989 году он сыграл Василия Блаженного, а годом позже его утвердили на главную роль в фильме «Житие Александра Невского» режиссера Н. Кузнецова на Свердловской киностудии. Фильмы с воодушевлением смотрела вся страна. Однако Анатолий Сергеевич себя к киношной гильдии не причисляет. Он беззаветно предан театру.
В Кубанском государственном университете культуры и искусства ведет курс по актерскому мастерству на отделении театральной режиссуры.
Подступаясь к Бессеменову
– Анатолий Сергеевич, вы сейчас исполнили роль немецкого генерала Клейста в спектакле «Мартышка» по одноименной повести Владимира Рунова. Это сложно, если вспомнить, что ваша мама закрыла вас собой от фашистского снаряда и вас выходил немецкий хирург?
– Клейст по сути его характера и существа не отрицательный герой – он всего лишь человек, и мне очень симпатичен. И всё время ассоциирует русского мальчишку со своим внуком, тем более что и имя совпадает, и примета – разные глаза. Что, конечно, подкупает и греет меня. И в конце повести, уже когда Мартышка разоблачен, Клейст спрашивает: какова его участь? И говорит: насколько я знаю, немцы пленных не расстреливают… Не все же немцы были одержимыми фашистской дурью. Тот же доктор, что делал мне операцию, осколочки повытаскивал, перебинтовал, хотя не был обязан так поступать. О чем это говорит? Гуманисты были с обеих сторон фронта. И когда я в Германии служил, не видел в немцах особой озлобленности на победителей.
Военные так вообще люди подневольные: скомандовали «вперед!» – и всё. Были немцы, которые давали нам, пацанам, сахар-сырец – такой рыжего цвета, влажный, угощали своим хлебом, который, помню, долго хранился. А были идиоты – соседей наших Катерину Ивановну и Лариона Захаровича выгнали в сарай: «курки-млеко давай»… Дурь это всё арийская и мозговая отсталость – «захватить весь мир»: всё в мире создано Богом, едино и прекрасно – только живите и наслаждайтесь.
– Недавно во время режиссерской лаборатории «100 процентов Горький» вы сыграли Василия Бессеменова в «Мещанах» у Геннадия Шапошникова – эта роль станет вашим бенефисом в сентябре?
– В октябре: мы открываем премьерой сезон. Геннадий приедет в июне, потом будем репетировать с ним уже после отпуска. Конечно, с ним работать интересно: профессионал, все тонкости вскрывает. И, конечно, такой материал: Горький – бездонная глубина, мы только чуть-чуть к нему подошли, прикоснулись – по сути, неделя ушла на то, чтобы мы начали разбирать материал. А в него еще надо войти и поднять: груз очень тяжелый – я недавно перелистал «Мой Бессеменов» Евгения Лебедева, который Василия Васильевича в БДТ играл.
Шапошников идет своим путем, ищет свой ход, решение, подтексты – и налет «революционной зари», и любые сокращения Шапочников отметает. Когда разбирали «Мещан», стали обнаруживать такие важные вещи, что их нельзя взять и отрезать секатором: у Горького всё взаимосвязано, всё идет сверхзадачей. Когда Сергей Герасимов хотел снять «Тихий Дон» в две серии, Михаил Шолохов ему сказал: «Я не хочу, чтобы мой Григорий остался без руки или ноги» – и тот отказался от идеи сокращения текста. Это тексты Вагаршака Мхитаряна или Анатолия Софронова можно перелицевать. Когда Азовское море смыло станицу Голубицкую и все близлежащие поселки, это был, кажется, 1969 год, Софронов в Сочи отдыхал и сразу же откликнулся: его пьесу «Ураган» нам каждый день по десять страниц передавали самолетом, а мы их с колес ставили. А подобный горьковскому текст как можно за сутки написать?
– А как долго у вас складывается роль?
– Один спектакль не похож на другой, и с каждым рождаются нюансы, ведь процесс воплощения героя подсознательный и ты не можешь себе заранее расписать: вот здесь я так голову наклоню, здесь дам такую интонацию – всё потихонечку подбираешься, чтобы, как говорил Станиславский, срастись, чтобы не было зазора между персонажем и актерской личностью. Поэтому, конечно, первые спектакли – это еще шатко и хлипко, как на болтах: где-то нащупал опору, а где-то проваливаешься по пояс. Прежде чем роль чуть-чуть устоится, всё равно играешь спектаклей семь – десять.
Еще нам всегда не хватает времени. Когда количество репетиций велико, многие характеры уже к премьере могут созреть и на премьере образ может прозвучать. А когда репетиции идут «рваными» периодами, это сложно. Если все время жить в материале, каждый день начиная с него буквально, как с «Отче наш», всё время что-то освежая и добавляя, роль поднимается словно тесто – ты поэтапно растешь в ней.
Что общего у капитана и актера?
– Ваша детская мечта стать капитаном дальнего плавания хотя бы на сцене осуществилась?
– А эти две профессии почти аналогичны: капитан дальнего плавания и артист. Почему? Моряки видят мир: посещают одну страну, другую, видят один народ, еще один – каждый раз что-то новое. Так и мы, артисты: сколько раз мы встречались с разными характерами? Готовишь роль и много читаешь об авторе, обстоятельствах, стране: если это Гамлет, то Дания, Ромео – Италия. Так и в нашем деле: разные характеры персонажей – это тоже каждый раз открытие, тебе хочется поближе подобраться к герою, войти в его шкуру, понять, как человек мыслил, как говорил. Поэтому расхождений особых нет, только разве что в путешествиях ты открываешь мир воочию, а на сцене – умозрительно.
– Полвека назад вы пришли в театр драмы великого Михаила Куликовского, после него работали с десятками режиссеров. С кем вам было интересно?
– Рудольф Кушнарев – его «Хорош дом, да морока в нем» по Варавве я бы вообще не снимал: пусть идет как «Синяя птица» в МХТ, пусть бы на нее ходили кадеты из музыкального корпуса при КГИК, где я преподаю,– к сожалению, мало «царствовал», но пригласил Бориса Львова-Анохина поставить «Мамуре» Сармана. Александр Григорян ставил Ибсена, были и другие… Но Михаил Алексеевич сделал нечто большее, нечто подобное тому, что сделал Юозас Мильтинис в драматическом театре Паневежиса. Мы, когда были в Вильнюсе на гастролях, встречались с Юозасом. Он болел идеей своего театра: бросил всё в Париже, приехал в своей маленький городок типа нашего Ейска, ездил по хуторам, набирая труппу со всей республики, и создал театр мирового значения! Когда он умер, Донатас Банионис встал на его место не потому, что видел себя худруком, а чтобы не прислали какого-нибудь идиота, чтобы сохранить всё то, что создал его учитель, чтобы оно как можно дольше существовало и не рассыпалось.
Приглашенные режиссеры у нас в театре работали достойные, но это не то: даже мастер, приехавший на разовую постановку, – это как мачеха или отчим артисту.
– Выходит, проблему отсутствия главного режиссера в театре драмы все-таки нельзя не решить?
– Всем нужен режиссер, даже Аркадию Райкину он был нужен, и я вижу, как наш директор Ирина Репина старается в этом смысле. Хочется, чтобы это прозвучало: мы соскучились без режиссуры. Десятилетиями приезжают хорошо если профессионалы, но случаются и «варяги»: хорошо поставил, плохо поставил – никакой ответственности, хотя за границей, наверное, в контракте между театром и постановщиком этот момент прописан и какие-то проценты гонорара он бы потерял в случае неуспеха.
Покойный Вячеслав Гвоздков, который у нас ставил «Они были так трепетно счастливы» Птушкиной, рассказывал, как в его театр в Самаре губернатор приходил с внуками на детские спектакли, а на взрослые ходил, бывало, и на сдачу: «Я обычно его водил там, где нам нужно было сделать ремонт». А вслед за губернатором театром интересовалась и вся его команда – и в культуре всё работало как швейцарские часы.
Вот Зураб Нанобашвили, который ставил у нас «Дом Бернарды Альбы» Лорки и «Хануму» Цагарели, хотел здесь работать, получил добро в высоких кабинетах, но получил отлуп, когда захотел перевезти с собой часть труппы из Вологды. Он хотел ставить шекспировского «Короля Лира», но, если сделать профессиональное распределение, разве он расходится на труппу, где или старики, или молодежь – среднего возраста нет? Под или за семьдесят всем, кого собрал здесь Куликовский: Катков, Подоляк, Гронский, Станевич, Лисица – как говорил Утесов, «лучше уйти на пенсию на два года раньше, чем на пять минут позже». И свежую актерскую кровь давно уже пора влить в театр, это здоровый процесс.
Написано на Кубани
– Происходящее в каких краснодарских театрах вам интересно?
– Мне кажется, Даниил Безносов в Молодежном театре – хороший режиссер, да и стараются приглашать они достойных постановщиков. Поэтому «Один театр», который создала наша молодежь, варятся в собственном соку и нуждаются в подпитке режиссурой, да и здание более театральное им бы не помешало: кто им подбросит манки, чтоб перевоплотиться? Они уже скоро перейдут в «середняки» с точки зрения возраста и заштампуются так, что потом им очень сложно будет перебороть себя. А как им скажешь? Еще Джорджо Стрелер сетовал, что все ученики игнорируют учителей, хотя любой артист живет в контексте всемирной истории театра, его великих мастеров, подпитывается от них.
– Как превосходный чтец вы наверняка открываете для себя новых авторов. Кто они?
– На Кубани их очень много, тот же Николай Зиновьев из Кореновска. Вот сейчас для меня стал открытием Евгений Бараковский – бывший офицер, сам он родом из Новопокровки. Если б было время, я бы с удовольствием сделал литературный вечер «Поэты Кубани»: никаких классиков, а посвятить программу чтению стихов только наших, кубанцев. Но сейчас, ей-богу, нет времени.
Помню, как в школе в станице Динской я читал ребятам «Скифов» Блока, а потом они читали стихи. Был среди них и будущий губернатор Вениамин Кондратьев, который хорошо читал: видно, что любит, понимает поэзию… А у меня в школе отец вице-премьера Дмитрия Медведева Анатолий Иванович вел физику и черчение: физиков тогда не хватало, и в 1952 году, после окончания Краснодарского политеха, он преподавал в моей родной станице Новолеушковской.
– Когда мы договаривались о встрече, вы обмолвились, что едете на съемки: кино- или телесъемки?
– Нет, телесериал, эпизод в Геленджике. Какие уж там роли и кастинги – только если съемки где-то близко! После того, как сыграл Георгия у интеллигентнейшего Андрея Звягинцева в «Изгнании», Андрей обещал, что будет еще роль, но денег на тот фильм не нашлось – в общем, он не состоялся.
Анастасия Куропатченко.
Аргументы недели. Кубань»).

 
По теме
Рады за юбиляра - Газета Единство На прошлой неделе наша газетанапомнила о 80-летии народного артиста РФ ведущего актёра Краснодарского драмтеатра Анатолия Ивановича Горгуля.Им гордится вся Кубань, а он родом из станицы Новолеушковской.
28.05.2018
 
 
 
Матерчатый сверток - Газета Единство Полицейские при осмотре домовладения 44-летнего жителя Междуреченского в хозяйственной постройке на полу обнаружили матерчатый сверток.
23.06.2018 Газета Единство
59 Часть станицы Полтавской 22 июня осталась без электричества с 7 часов утра Полной неожиданностью для жителей нескольких микрорайонов райцентра стало то, что в 7 часов утра вдруг перестали работать все электроприборы.
22.06.2018 Голос Правды
22 июня — особая дата в календаре. В этот день в 9:30 в парке 30-летия Победы состоится митинг-реквием в память о погибших и пропавших без вести на полях сражений, в разрушенных городах и сожженных селах,
22.06.2018 Армавирский Собеседник
Фестиваль воздушных змеев прошёл в Атамани - Министерство Культуры Сегодня более половины районов Краснодарского края встретились в казачьей станице, чтобы запустить в небо красочные летательные конструкции, разукрасив кубанское небо яркими цветами.
24.06.2018 Министерство Культуры
Его любили и любят в Сочи - Газета Единство 25 мая исполнилось бы 80 лет заслуженному работнику культуры России, атаманцу Дмитрию Митрофановичу ПАНЧЕНКО.
24.06.2018 Газета Единство
Сочинские танцоры из ансамбля грузинских танцев "Имеди" выступили на главной сцене страны – в Большом кремлевском дворце Ансамбль "Имеди" – коллектив по танцевальным меркам достаточно молодой,
22.06.2018 Новости Сочи
Не оставил равнодушным шоу-концерт образцового вокального ансамбля «Гармония».
22.06.2018 Газета Единство
Наш курорт славен не только своим теплым климатом, морским побережьем и прекрасными пейзажами.
22.06.2018 Прибой
Глава Новороссийска Игорь Дяченко на утреннем совещании дал поручение всем службам, главам внутригородских районов продолжить наведение порядка на городских улицах и во дворах.
24.06.2018 Администрация город-герой Новороcсийск
Под стук метронома - Газета Трибуна Под стук метронома Прошло уже 77 лет, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение… Но в памяти людей 22 июня 1941 года навсегда останется не просто роковой датой, а рубежом,
22.06.2018 Газета Трибуна
В городе планируется отключение электроэнергии на следующих участках: с 09:00 до 17:00 - улица Победы (нечетная сторона) между Ковтюха-Запорожская - улица Проточная между Победы-Краснодарская - улица Троицкая
24.06.2018 Slavyansk.Today