Анатолий Горгуль:

Анатолий Горгуль:
Фото: pav-edin23.ru

«Роль в артисте поднимается словно тесто»

Седьмого мая отметил восьмидесятилетие патриарх и ведущий мастер сцены Краснодарского академического театра драмы имени М. Горького, актер экстра-класса – народный артист РСФСР Анатолий Горгуль.
Анатолий Сергеевич ГОРГУЛЬ
Родился 7 мая 1938 года на станции Сосыка-1, детство прошло в Новолеушковской Павловского района Краснодар¬ского края в казачьей семье.
Заслуженный артист РСФСР (31.01.1975).
Народный артист РСФСР (22.04.1991).
Отец ушел на Великую Отечественную войну. На глазах Анатолия маму накрыл разорвавшийся снаряд, и сам он едва уцелел в страшной бомбежке, выходил его немецкий хирург. А после войны вернулся домой отец, наладилась мирная жизнь. В 17 лет пришел на завод «Ростсельмаш», работал слесарем-сборщиком (1955–1957).
Артистическую деятельность начал в 1958 году в Кузнецком драматическом театре. Позже работал в Оренбургском драматическом театре (1963-1967) и сочетал свою работу с учебой в Москве, в Школе-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького, которую окончил в 1966 году.
С 1967 года он связал свою жизнь с Краснодарским драматическим театром. Главный режиссер театра М. Куликовский создал талантливый творческий коллектив. А.С. Горгуль играл в звездном актерском ансамбле – с Сергеем Михалевым, Еленой Афанасьевой, Николаем Провоторовым. Евгением Колчинским, Алиной Кузнецовой, Идеей Макаревич, Петром Петровым, Станиславом Гронским.
Первые роли на краснодарской сцене говорили о широком диапазоне творческих возможностей актера. С годами его профессионализм, художественный вкус, сценическое обаяние, помогли создать ряд значительных, психологически сложных образов.
Был в творческой биографии А.С. Горгуля момент искушения кино. В фильме Алексея Салтыкова «Князь Серебряный» на Ленфильме в 1989 году он сыграл Василия Блаженного, а годом позже его утвердили на главную роль в фильме «Житие Александра Невского» режиссера Н. Кузнецова на Свердловской киностудии. Фильмы с воодушевлением смотрела вся страна. Однако Анатолий Сергеевич себя к киношной гильдии не причисляет. Он беззаветно предан театру.
В Кубанском государственном университете культуры и искусства ведет курс по актерскому мастерству на отделении театральной режиссуры.
Подступаясь к Бессеменову
– Анатолий Сергеевич, вы сейчас исполнили роль немецкого генерала Клейста в спектакле «Мартышка» по одноименной повести Владимира Рунова. Это сложно, если вспомнить, что ваша мама закрыла вас собой от фашистского снаряда и вас выходил немецкий хирург?
– Клейст по сути его характера и существа не отрицательный герой – он всего лишь человек, и мне очень симпатичен. И всё время ассоциирует русского мальчишку со своим внуком, тем более что и имя совпадает, и примета – разные глаза. Что, конечно, подкупает и греет меня. И в конце повести, уже когда Мартышка разоблачен, Клейст спрашивает: какова его участь? И говорит: насколько я знаю, немцы пленных не расстреливают… Не все же немцы были одержимыми фашистской дурью. Тот же доктор, что делал мне операцию, осколочки повытаскивал, перебинтовал, хотя не был обязан так поступать. О чем это говорит? Гуманисты были с обеих сторон фронта. И когда я в Германии служил, не видел в немцах особой озлобленности на победителей.
Военные так вообще люди подневольные: скомандовали «вперед!» – и всё. Были немцы, которые давали нам, пацанам, сахар-сырец – такой рыжего цвета, влажный, угощали своим хлебом, который, помню, долго хранился. А были идиоты – соседей наших Катерину Ивановну и Лариона Захаровича выгнали в сарай: «курки-млеко давай»… Дурь это всё арийская и мозговая отсталость – «захватить весь мир»: всё в мире создано Богом, едино и прекрасно – только живите и наслаждайтесь.
– Недавно во время режиссерской лаборатории «100 процентов Горький» вы сыграли Василия Бессеменова в «Мещанах» у Геннадия Шапошникова – эта роль станет вашим бенефисом в сентябре?
– В октябре: мы открываем премьерой сезон. Геннадий приедет в июне, потом будем репетировать с ним уже после отпуска. Конечно, с ним работать интересно: профессионал, все тонкости вскрывает. И, конечно, такой материал: Горький – бездонная глубина, мы только чуть-чуть к нему подошли, прикоснулись – по сути, неделя ушла на то, чтобы мы начали разбирать материал. А в него еще надо войти и поднять: груз очень тяжелый – я недавно перелистал «Мой Бессеменов» Евгения Лебедева, который Василия Васильевича в БДТ играл.
Шапошников идет своим путем, ищет свой ход, решение, подтексты – и налет «революционной зари», и любые сокращения Шапочников отметает. Когда разбирали «Мещан», стали обнаруживать такие важные вещи, что их нельзя взять и отрезать секатором: у Горького всё взаимосвязано, всё идет сверхзадачей. Когда Сергей Герасимов хотел снять «Тихий Дон» в две серии, Михаил Шолохов ему сказал: «Я не хочу, чтобы мой Григорий остался без руки или ноги» – и тот отказался от идеи сокращения текста. Это тексты Вагаршака Мхитаряна или Анатолия Софронова можно перелицевать. Когда Азовское море смыло станицу Голубицкую и все близлежащие поселки, это был, кажется, 1969 год, Софронов в Сочи отдыхал и сразу же откликнулся: его пьесу «Ураган» нам каждый день по десять страниц передавали самолетом, а мы их с колес ставили. А подобный горьковскому текст как можно за сутки написать?
– А как долго у вас складывается роль?
– Один спектакль не похож на другой, и с каждым рождаются нюансы, ведь процесс воплощения героя подсознательный и ты не можешь себе заранее расписать: вот здесь я так голову наклоню, здесь дам такую интонацию – всё потихонечку подбираешься, чтобы, как говорил Станиславский, срастись, чтобы не было зазора между персонажем и актерской личностью. Поэтому, конечно, первые спектакли – это еще шатко и хлипко, как на болтах: где-то нащупал опору, а где-то проваливаешься по пояс. Прежде чем роль чуть-чуть устоится, всё равно играешь спектаклей семь – десять.
Еще нам всегда не хватает времени. Когда количество репетиций велико, многие характеры уже к премьере могут созреть и на премьере образ может прозвучать. А когда репетиции идут «рваными» периодами, это сложно. Если все время жить в материале, каждый день начиная с него буквально, как с «Отче наш», всё время что-то освежая и добавляя, роль поднимается словно тесто – ты поэтапно растешь в ней.
Что общего у капитана и актера?
– Ваша детская мечта стать капитаном дальнего плавания хотя бы на сцене осуществилась?
– А эти две профессии почти аналогичны: капитан дальнего плавания и артист. Почему? Моряки видят мир: посещают одну страну, другую, видят один народ, еще один – каждый раз что-то новое. Так и мы, артисты: сколько раз мы встречались с разными характерами? Готовишь роль и много читаешь об авторе, обстоятельствах, стране: если это Гамлет, то Дания, Ромео – Италия. Так и в нашем деле: разные характеры персонажей – это тоже каждый раз открытие, тебе хочется поближе подобраться к герою, войти в его шкуру, понять, как человек мыслил, как говорил. Поэтому расхождений особых нет, только разве что в путешествиях ты открываешь мир воочию, а на сцене – умозрительно.
– Полвека назад вы пришли в театр драмы великого Михаила Куликовского, после него работали с десятками режиссеров. С кем вам было интересно?
– Рудольф Кушнарев – его «Хорош дом, да морока в нем» по Варавве я бы вообще не снимал: пусть идет как «Синяя птица» в МХТ, пусть бы на нее ходили кадеты из музыкального корпуса при КГИК, где я преподаю,– к сожалению, мало «царствовал», но пригласил Бориса Львова-Анохина поставить «Мамуре» Сармана. Александр Григорян ставил Ибсена, были и другие… Но Михаил Алексеевич сделал нечто большее, нечто подобное тому, что сделал Юозас Мильтинис в драматическом театре Паневежиса. Мы, когда были в Вильнюсе на гастролях, встречались с Юозасом. Он болел идеей своего театра: бросил всё в Париже, приехал в своей маленький городок типа нашего Ейска, ездил по хуторам, набирая труппу со всей республики, и создал театр мирового значения! Когда он умер, Донатас Банионис встал на его место не потому, что видел себя худруком, а чтобы не прислали какого-нибудь идиота, чтобы сохранить всё то, что создал его учитель, чтобы оно как можно дольше существовало и не рассыпалось.
Приглашенные режиссеры у нас в театре работали достойные, но это не то: даже мастер, приехавший на разовую постановку, – это как мачеха или отчим артисту.
– Выходит, проблему отсутствия главного режиссера в театре драмы все-таки нельзя не решить?
– Всем нужен режиссер, даже Аркадию Райкину он был нужен, и я вижу, как наш директор Ирина Репина старается в этом смысле. Хочется, чтобы это прозвучало: мы соскучились без режиссуры. Десятилетиями приезжают хорошо если профессионалы, но случаются и «варяги»: хорошо поставил, плохо поставил – никакой ответственности, хотя за границей, наверное, в контракте между театром и постановщиком этот момент прописан и какие-то проценты гонорара он бы потерял в случае неуспеха.
Покойный Вячеслав Гвоздков, который у нас ставил «Они были так трепетно счастливы» Птушкиной, рассказывал, как в его театр в Самаре губернатор приходил с внуками на детские спектакли, а на взрослые ходил, бывало, и на сдачу: «Я обычно его водил там, где нам нужно было сделать ремонт». А вслед за губернатором театром интересовалась и вся его команда – и в культуре всё работало как швейцарские часы.
Вот Зураб Нанобашвили, который ставил у нас «Дом Бернарды Альбы» Лорки и «Хануму» Цагарели, хотел здесь работать, получил добро в высоких кабинетах, но получил отлуп, когда захотел перевезти с собой часть труппы из Вологды. Он хотел ставить шекспировского «Короля Лира», но, если сделать профессиональное распределение, разве он расходится на труппу, где или старики, или молодежь – среднего возраста нет? Под или за семьдесят всем, кого собрал здесь Куликовский: Катков, Подоляк, Гронский, Станевич, Лисица – как говорил Утесов, «лучше уйти на пенсию на два года раньше, чем на пять минут позже». И свежую актерскую кровь давно уже пора влить в театр, это здоровый процесс.
Написано на Кубани
– Происходящее в каких краснодарских театрах вам интересно?
– Мне кажется, Даниил Безносов в Молодежном театре – хороший режиссер, да и стараются приглашать они достойных постановщиков. Поэтому «Один театр», который создала наша молодежь, варятся в собственном соку и нуждаются в подпитке режиссурой, да и здание более театральное им бы не помешало: кто им подбросит манки, чтоб перевоплотиться? Они уже скоро перейдут в «середняки» с точки зрения возраста и заштампуются так, что потом им очень сложно будет перебороть себя. А как им скажешь? Еще Джорджо Стрелер сетовал, что все ученики игнорируют учителей, хотя любой артист живет в контексте всемирной истории театра, его великих мастеров, подпитывается от них.
– Как превосходный чтец вы наверняка открываете для себя новых авторов. Кто они?
– На Кубани их очень много, тот же Николай Зиновьев из Кореновска. Вот сейчас для меня стал открытием Евгений Бараковский – бывший офицер, сам он родом из Новопокровки. Если б было время, я бы с удовольствием сделал литературный вечер «Поэты Кубани»: никаких классиков, а посвятить программу чтению стихов только наших, кубанцев. Но сейчас, ей-богу, нет времени.
Помню, как в школе в станице Динской я читал ребятам «Скифов» Блока, а потом они читали стихи. Был среди них и будущий губернатор Вениамин Кондратьев, который хорошо читал: видно, что любит, понимает поэзию… А у меня в школе отец вице-премьера Дмитрия Медведева Анатолий Иванович вел физику и черчение: физиков тогда не хватало, и в 1952 году, после окончания Краснодарского политеха, он преподавал в моей родной станице Новолеушковской.
– Когда мы договаривались о встрече, вы обмолвились, что едете на съемки: кино- или телесъемки?
– Нет, телесериал, эпизод в Геленджике. Какие уж там роли и кастинги – только если съемки где-то близко! После того, как сыграл Георгия у интеллигентнейшего Андрея Звягинцева в «Изгнании», Андрей обещал, что будет еще роль, но денег на тот фильм не нашлось – в общем, он не состоялся.
Анастасия Куропатченко.
Аргументы недели. Кубань»).

 
По теме
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Проект «Герои и Подвиги» – «Герои Советского Союза – жители города Сочи» - Управление культуры В марте школьники и студенты на встречах проекта «Герои и подвиги» в Центральной библиотеке города Сочи стали участниками научно-практической конференции по теме «Сочинцы – Герои Советского Союза».
Управление культуры
Конкурс литературного творчества старшеклассников «Проба пера» - Управление культуры В рамках традиционного конкурса литературного творчества старшеклассников города Сочи «Проба пера», организатором которого уже много лет является Сочинское отделение Союза журналистов России (И.Г.Сизов),
Управление культуры